Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Электронные счета-фактуры по НДС
22/05/2019 09:05
28/12/2017 14:12

НДС по исправленным и дополнительным ЭСЧФ.

В связи с возникающими вопросами по налогу на добавленную стоимость при осуществлении камерального контроля в системе АИС «Учет счетов-фактур» в случае выставления исправленных или дополнительных электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ), создаваемых в целях уменьшения излишне предъявленных сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС), инспекция МНС по Кобринскому району разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 8-1 статьи 105 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее- НК) уменьшение продавцом исчисленной суммы НДС производится на основании акта сверки расчетов, подписанного продавцом и покупателем, в месяце выставления им и подписания покупателем - плательщиком в Республике Беларусь ЭЦП исправленных (дополнительных) ЭСЧФ.

Уменьшение покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.

Учитывая изложенное, при совершении указанных операций:

продавец вправе уменьшить излишне предъявленную сумму НДС только в месяце выставления им и подписания покупателем - плательщиком в Республике Беларусь ЭЦП соответствующих исправленных (дополнительных) ЭСЧФ;

покупатель должен уменьшить сумму налоговых вычетов в месяце составления и подписания акта сверки расчетов.

Аналогичный порядок применяется и в случаях, когда плательщиками неверно указаны статусы поставщика и получателя, например, «продавец» и «покупатель» вместо «посредник» и «потребитель» («покупатель»), что также приводит к необходимости исчисления НДС, за исключением случаев исправления (аннулирования) таких ЭСЧФ в установленном порядке.

 

28/12/2017 14:12

В ходе осуществления камерального контроля по налогу на добавленную стоимость в системе АИС «Учет счетов-фактур» устанавливаются факты, когда электронные счета-фактуры (далее – ЭСЧФ) аннулируются текущим отчетным либо налоговым периодом, хотя данные ЭСЧФ должны были быть аннулированы либо исправлены в прошлом отчетном (налоговом) периоде.

В этой части необходимо учитывать, что порядок представления уточненных налоговых деклараций либо внесения соответствующих корректировок в текущие налоговые декларации при выявлении неполноты сведений или ошибок плательщиком в налоговой декларации, представленной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, установлен п. 8 ст. 63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Поэтому плательщики должны аннулировать либо исправлять ЭСЧФ именно той датой, на которую будет приходиться соответствующий отчетный (налоговый) период, в налоговой декларации за который будут подлежать исправлению выявленные ошибки в ранее представленных налоговых декларациях.

В соответствии с подп. 21.6 п. 21 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15, в строке 5.1 «Дата аннулирования ЭСЧФ» указывается дата, которой должен быть аннулирован ЭСЧФ, указанный в строке 5 «К ЭСЧФ». Дата аннулирования является обязательным реквизитом для заполнения при создании исправленного ЭСЧФ и может быть ранее даты создания исправленного ЭСЧФ.

Дата аннулирования в исправленном ЭСЧФ должна соответствовать:

- дате совершения операции, указанной в строке 3 «Дата совершения операции» исходного ЭСЧФ, который аннулируется, т.е. для случаев, когда представляется уточненная налоговая декларация либо корректировка осуществляется в текущей налоговой декларации, но с начислением пени (заполняется Раздел V налоговой декларации);

- либо дате совершения операции, указанной в строке 3 «Дата совершения операции» исправленного ЭСЧФ, т.е. для случаев, когда не представляется уточненная налоговая декларация либо корректировка осуществляется в текущей налоговой декларации, без начисления пени.

Эти же подходы применяются при «чистом» аннулировании.

Таким образом, в случае аннулирования плательщиком ЭСЧФ текущим отчетным либо налоговым периодом в условиях, когда такое аннулирование должно было быть произведено в прошлом отчетном (налоговом) периоде, при осуществлении камерального контроля могут выявляться соответствующие отклонения при условии, что плательщиком соответствующие изменения в налоговую декларацию внесены согласно положениям п. 8 ст. 63 НК.

В таком случае, если плательщик не исправит указанную ошибку посредством аннулирования либо исправления ЭСЧФ соответствующей датой, т.е. датой, относящейся к прошлому отчетному (налоговому) периоду, предъявленная в первоначальном ЭСЧФ сумма НДС будет подлежать уплате в бюджет за период до аннулирования первоначального (исходного) ЭСЧФ.

28/12/2017 14:12

В связи с возникающими вопросами по налогу на добавленную стоимость у плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС без ведения бухгалтерского учета, при осуществлении камерального контроля в системе АИС «Учет счетов-фактур», инспекция МНС по Кобринскому району разъясняет следующее.

Согласно положений ст. 92-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость (далее – УСН с НДС) и не ведущие бухгалтерский учет, по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) (далее – объектам) обязаны исчислять НДС по мере получения оплаты, но не позднее 60 дней со дня отгрузки объектов.

Порядок выставления электронных счетов-фактур по НДС (далее –ЭСЧФ) определен ст.106-1 НК. Установлено, что ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки объектов и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня их отгрузки. При этом в случае если по истечении данного срока не наступил момент их фактической реализации, то ЭСЧФ выставляется не позднее 2 рабочих дней с даты наступления момента фактической реализации объектов, т.е. с даты получения оплаты или если не получена оплата  - с даты истечения 60-дней со дня отгрузки объектов. В строке 3 «Дата совершения операции» ЭСЧФ указывается дата наступления момента фактической реализации объектов.

В том случае, если плательщик, определяющий момент фактической реализации по «оплате», выставит ЭСЧФ получателю по мере отгрузки (передачи) объектов, то для такого плательщика предъявленные в ЭСЧФ суммы налога будут являться излишне предъявленными (п.8-1 ст. 105 НК) с соответствующей необходимостью их отражения в налоговой декларации и уплаты в бюджет.

Что касается налоговых вычетов надо учесть следующее. У плательщиков, применяющих УСН с НДС и ведущих учет в книге учета доходов и расходов (далее - книга), вычетам подлежат фактически уплаченные суммы НДС при приобретении объектов либо при ввозе товаров на территорию республики. Уплаченные суммы налога можно принимать к вычету после отражения их в книге на основании ЭСЧФ и иных документов, предусмотренных законодательством.

Что делать, если на момент получения ЭСЧФ получатель объектов не рассчитался с продавцом. Возможны два варианта действий: не подписывать полученный ЭСЧФ до расчета с поставщиком или подписать и через «Управление вычетами» в графе 12 раздела 6 указать признак "Отложенный вычет", проставив дату наступления права на вычет (дату оплаты поставщику за полученный объект).

30/03/2017 09:03

С 1 января 2017 года Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" уточняется механизм применения электронных счетов-фактур на предмет исключения норм, позволяющих применять первичные учетные документы при осуществлении налоговых вычетов по НДС.

Так, с указанной даты согласно пункту 20 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в случае невозможности выставления (направления) электронных счетов-фактур в связи с недоступностью Портала (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточностью ресурсов Портала, недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с Порталом, плательщикобязан не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала выставить (направить) электронный счет-фактуру в соответствии с требованиями данной статьи. Информация о периоде неработоспособности Портала будет размещаться на сайте МНС (www.nalog.gov.by) и непосредственно на Портале (www.vat.gov.by).

Указанное означает, что в целях осуществления расчетов по НДС и применения налоговых вычетов по указанному налогу будут применяться только электронные счета-фактуры, в связи с чем отсутствие данного электронного документа не позволит покупателю принять к зачету предъявленную (уплаченную при ввозе) сумму НДС.

При представлении плательщиками налоговых деклараций (расчетов) по НДС за соответствующие отчетные периоды 2017 года и выявлении в рамках камерального контроля отклонений, полученных путем сопоставления данных налоговой декларации (расчета) по НДС и сведений из ЭСЧФ и предусматривающих доплату сумм НДС, плательщику будет автоматически направляться уведомление об установленных отклонениях и необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и доплаты НДС либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах таких отклонений, которые будут изучены налоговым органом на предмет их обоснованности. При представлении налоговой декларации (расчета) по НДС с внесенными изменениями и дополнениями и уплате НДС до законодательно установленного срока уплаты по соответствующему отчетному периоду административная ответственность по статье 13.6 КоАП не применяется, пени не начисляются. Административная ответственность также не применяется при представлении налоговой декларации (расчета) по НДС с внесенными изменениями и дополнениями и доплате НДС до составления акта камеральной проверки.

В соответствии со статьей 106-1 НК электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС, у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с положениями данной статьи.

Электронный счет-фактура создается плательщиком непосредственно на Портале либо загружается в виде файла XML-формата, подготовленного плательщиком, и является с 1 января 2017 г. источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы (соответствующие изменения внесены в пункт 4 статьи 106-1 НК).

Таким образом, ИП, плательщики НДС, обязаны выставлять (направлять) электронные счета-фактуры, информация из которых с 01.01.2017 является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС.

Пример. Индивидуальный предприниматель-международник применяет ставку НДС 0%.

Ситуация №1: 09.01.2017 поступила предоплата за перевозку груза от белорусского заказчика, 24.01.2017 услуга оказана. В какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ: До 10.02.2017, т.е. не позднее 10-го числа.

Ситуация №2: Услуга оказана 24.01.2017, денежные средства за оказанные транспортные услуги поступили на расчетный счет ИП 06.02.2017. В какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ? Ответ: не позднее двух рабочих дней, соответственно с даты поступления денежных средств, т.е. не позднее 08.02.2017.

Ответ. Так как у ИП момент определения выручки по оплате, то срок выставления ЭСЧФ напрямую зависит от поступления денежных средств на расчетный счет, т.е. дата наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг) это дата поступления оплаты за товар (работы, услуги) .

Пример. Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю товарами (бытовой техникой) в магазине, ставка налога 20%. В  какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ: не позднее двух рабочих дней соответственно с даты поступления денежных средств (последний день 1 квартала 2017 31.03.2017), т.е. не позднее 05.03.2017-не позднее двух рабочих дней!

Пример. Индивидуальный предприниматель, плательщик НДС, осуществил ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза в январе 2017, дата уплаты НДС при ввозе 26.01.2017, заявление о ввозе товаров представлено в инспекцию13.02.2017. В  какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ: в день, на который приходится день уплаты налога на добавленную стоимость (в примере это 26.01.2017), но не ранее дня представления в налоговый орган заявления о ввозе товаров (в примере - не ранее 13.02.2017) и не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (в примере не позднее 20.02.2017). При уплате  сумм налога на добавленную стоимость частями после 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, электронный счет-фактура создается и направляется плательщиком на Портал в указанном порядке по каждому факту уплаты (зачета) налога на добавленную стоимость;

Пример. Индивидуальный предприниматель, плательщик НДС, осуществил ввоз товаров на территорию Республики Беларусь (с Германии, Польши и т.д., за исключением ввоза с территории государств - членов Евразийского экономического союза)в январе 2017, дата уплаты НДС на таможне18.01.2017, штамп таможни на таможенной декларации, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой,19.01.2017. В  какой срок обязан ИП выставить на Портал vat.gov.by ЭСЧФ?

Ответ:в день, на который приходится день уплаты налога на добавленную стоимость (в примере 18.01.2017), но не ранее дня представления в таможенный орган декларации на товары, подтверждающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 КоАП.

В соответствии со статьей 9.1ПИКоАП поводами к началу административного процесса являются заявление физического лица, сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации либо непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс. Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

При непосредственном обнаружении налоговым органом признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.8 КоАП (например, отсутствие выставленного электронного счета-фактуры), либо при сообщении должностного лица организации либо индивидуальным предпринимателем о том, что его контрагент не выставил электронный счет-фактуру, что лишает покупателя права принять к вычету сумму НДС, налоговому органу необходимо определить, есть ли основания для начала административного процесса (путем опроса должностных лиц организаций либо индивидуального предпринимателя, проанализировать имеющиеся сведения в налоговом органе и др.). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения по статье 13.8КоАП, начать административный процесс. При совершении административного правонарушения впервые рекомендуется применять статью 8.2 КоАП (освобождение по малозначительности).

Санкция статьи 13.8 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин. При этом срок просрочки выставления (направления) электронного счета-фактуры исчисляется:

- с 11-го числа месяца, учитывая срок выставления (направления) электронного счета-фактуры - не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (данный срок определен с 1 января 2017 г. - часть вторая пункта 5 статьи 106-1 НК);

- с третьего рабочего дня, если электронный счет-фактура должен быть выставлен (направлен) не позднее двух рабочих дней соответственно с даты наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (часть третья пункта 5 статьи 106-1 НК);

- с шестого рабочего дня, если электронный счет-фактура должен быть выставлен (направлен) не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала (пункт 20 статьи 106-1 НК).

30/03/2017 09:03

Уважаемые индивидуальные предприниматели-плательщики НДС!

Вот и подходит к завершению первый отчетный квартал 2017 года, в котором вы учились работать в новых условиях, применяя внедренные Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь новые электронные сервисы. В связи с чем, Инспекция МНС по Кобринскому району напоминает индивидуальным предпринимателям, что с 01.07.2016 в статье 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь для плательщиков НДС нормативно закреплена обязанность в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставления (направления) ЭСЧФ, служащего основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС.

В частности, при составлении плательщиком налоговой декларации по НДС возможно использование выставленных и принятых ЭСЧФ, что позволит определить величину оборотов по реализации, сумму налога и налоговых вычетов и более качественно составить налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2017 года. Обращаем внимание, что до составления и направления на Портал www.nalog.gov.by электронных налоговых деклараций по НДС, плательщику просто необходимо проверить себя путем формирования на Портале www.vat.gov.by в закладке «Камеральный контроль» камеральные контроли (КК) всех необходимых заполнению строк разделов налоговой декларации, тем самым исключить ошибки при ее составлении.

Налоговый орган также будет осуществлять камеральный контроль представленных плательщиком деклараций по НДС, и по его результатам плательщику будет направляться уведомление о необходимости доплаты налога, на основании которого он должен будет уплатить сумму НДС, указанную в названном уведомлении, или представить пояснение в налоговый орган.

30/03/2017 09:03

С 01.01.2017 в целях исчисления и принятия к вычету НДС используются только электронные счета-фактуры (далее – ЭСЧФ), в связи с чем без ЭСЧФ не принимаются к вычету предъявленные суммы НДС. Установлено, что даже при сбоях в работе Портала надо не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала создать и выставить ЭСЧФ (п.20 ст.106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Общий срок выставления ЭСЧФ смещен с 5-го на 10-е число месяца, следующего за месяцем дня отгрузки объектов (ч.2 п.5 ст.106-1 НК). Так, при реализация объектов белорусским плательщикам ЭСЧФ составляется не ранее дня отгрузки объектов и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня их отгрузки. При вывозе товаров (включая произведенные из давальческих сырья и материалов), облагаемых по ставке НДС 0%, направить ЭСЧФ на Портал необходимо не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором экспортные обороты отражены в декларации. В строке 3 в таких ЭСЧФ указывается последний день соответствующего отчетного периода, за который в декларации отражен экспортный оборот по реализации товаров.

По «таможенному» НДС срок создания ЭСЧФ смещен с 5-го на 10-е число месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, ввезенных из дальнего зарубежья (абз.3 п.6 ст.106-1 НК). Напомним, что при ввозе товаров в республику из-за пределов ЕАЭС счет-фактура создается в день уплаты исчисленного налога, но не ранее дня выпуска товаров согласно таможенной декларации.

По товарам, ввезенным с территории стран, входящих в ЕАЭС ЭСЧФ направляется на Портал импортером как и раннее в день уплаты НДС, но не ранее дня представления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

В Налоговом кодексе 2017 года уточнен период создания ЭСЧФ в случае, если по истечении общеустановленного срока (не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки объектов) не наступил момент фактической реализации (МФР) объектов, либо отсутствуют сведения о наступлении МФР или первичные учетные документы. ЭСЧФ должен создаваться не позднее двух рабочих дней соответственно с даты наступления МФР либо с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных документов, подтверждающих наступление МФР (ч.3 п.5 ст.106-1 НК).

В 2017 году при реализации экспортируемых транспортных услуг по ставке НДС 0% ЭСЧФ нужно создавать и направлять на Портал, без выставления заказчику (абз.8 ч.1 п.8 ст.106-1 НК).

В Налоговом кодексе прописан порядок исправления излишне предъявленных (неправильно выделенных) сумм НДС у продавцов и уменьшение налоговых вычетов у покупателей. Так, продавец, чтобы исправить сумму НДС, излишне предъявленную им в ЭСЧФ и первичном документе, должен составить акт сверки расчетов и выставить исправленный (дополнительный) ЭСЧФ. Уменьшить исчисленную сумму налога и уменьшить обороты по реализации продавец может на основании акта сверки расчетов, подписанного покупателем, в том месяце, в котором покупатель подпишет своей ЭЦП исправленный (дополнительный) ЭСЧФ (ч.6 п.11 ст.103 и ч.1, 4 п.8-1 ст.105 НК). В свою очередь покупатель объектов при исправлении продавцом излишне предъявленных сумм НДС должен уменьшить сумму налоговых вычетов на основании акта сверки расчетов в месяце его подписания независимо от факта выставления продавцом исправленных (дополнительных) ЭСЧФ (ч.2, 4 п.8-1 ст.105 НК).

Корректировка налоговой базы в сторону увеличения, например при увеличении стоимости объектов, должна осуществляться на основании первичного документа в том отчетном периоде, в котором он будет составлен (ч.1 п.11 ст.103 НК). После чего выставляется дополнительный ЭСЧФ с положительными показателями, подписание которого ЭЦП покупателя для продавца  значения не имеет.
12/01/2017 12:01
Ответственность за невыставление электронных счетов-фактур по НДС.
12/01/2017 12:01
Налоговые вычеты только по электронным счетам-фактурам по НДС.
30/09/2016 06:09

По общему правилу создавать электронные счета-фактуры по НДС (ЭСЧФ) должны (п. 1 ст. 106-1 НК):

- все плательщики НДС в Республике Беларусь (за исключением физических лиц, которые обязаны уплачивать НДС при ввозе товаров, и иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения НДС по правилам ст. 93 НК;

- организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - плательщики), у которых возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - объекты) на территории республики у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (ст. 92 НК). В этом случае ЭСЧФ создается плательщиком независимо от того, является ли он плательщиком НДС по своей деятельности (ч. 1, 2 п. 8 ст. 103 НК);

- плательщики, у которых возникает обязанность выставления (направления) ЭСЧФ как документа, служащего основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (п. 7-1 ст. 105 НК). В этом случае ЭСЧФ создается плательщиком независимо от того, является ли он плательщиком НДС по своей деятельности.

Пример. Определение необходимости создания ЭСЧФ плательщиком, применяющим УСН без НДС

Организация применяет УСН без НДС. Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год не превышает 15 человек. Организация не применяет электронное декларирование и не имеет электронной цифровой подписи (ЭЦП). В июле организация приобрела товар на территории республики у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Организация должна создать ЭСЧФ независимо от того, что в целом по своей деятельности она не является плательщиком НДС и не применяет электронное декларирование (ч. 1, 2 п. 4 ст. 63 НК). Для подписания ЭСЧФ плательщику необходимо приобрести личный ключ ЭЦП (см. интервью "Online-конференция "Электронные счета-фактуры").

 

ЭСЧФ должен быть составлен плательщиком:

- при реализации объектов, включая реализацию товаров на экспорт (ч. 1, 5 п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК). При реализации товаров на экспорт счет-фактура создается и направляется на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал) без выставления покупателю (ч. 5 п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Счет-фактура создается и направляется на Портал без выставления покупателю (п. 6, абз. 3 ч. 4 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при приобретении на территории республики объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Счет-фактура создается и направляется на Портал без выставления покупателю (ст. 92, п. 1, абз. 2 ч. 4 п. 8 ст. 106-1 НК);

- в случаях, когда плательщик не выступает продавцом (покупателем), но должен перевыставить либо предъявить соответствующие суммы НДС (посредническая деятельность, возмещение расходов и т.п.) (ч. 1, 2 п. 12, ч. 1, 2 п. 13, п. 14, ч. 1, 2, 3 п. 15, п. 16 ст. 106-1 НК).

 

Внимание!

Плательщик, создающий ЭСЧФ, может выступать в качестве поставщика объектов либо в качестве получателя объектов.

 

Если плательщик, создающий ЭСЧФ, выступает в качестве поставщика объектов, ЭСЧФ составляется, направляется на Портал и выставляется получателю в случаях, установленных законодательством. Если плательщик, создающий ЭСЧФ, выступает в качестве получателя объектов, ЭСЧФ составляется и направляется на Портал без выставления получателю (ч. 1 п. 4 Инструкции N 15).

 

Пример. Определение необходимости создания ЭСЧФ

Ситуация 1. Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах Республики Беларусь, оказала юридические услуги белорусской организации. Местом реализации названных услуг признается территория Республики Беларусь (ч. 1, абз. 4 ч. 3 подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК). Белорусская организация от стоимости оказанных ей услуг исчисляет и уплачивает НДС (п. 1 ст. 92, ч. 1, 2 п. 12 ст. 98, ч. 1, 3 п. 8 ст. 103 НК).

Белорусская организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал.

Ситуация 2. Комитент отгрузил товар комиссионеру, комиссионер продал этот товар двум белорусским организациям.

Комиссионер выставляет ЭСЧФ каждому покупателю товаров после выставления ЭСЧФ комитентом комиссионеру.

Ситуация 3. Организация осуществляет ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории иностранного государства.

Организация должна создать ЭСЧФ и направить его на Портал.

Ситуация 4. Организация осуществляет реализацию продукции за пределы Республики Беларусь с применением нулевой ставки НДС.

Организации следует создать и направить на Портал ЭСЧФ (без необходимости выставления получателю).

 

ЭСЧФ создается и направляется плательщиком на Портал без необходимости выставления покупателю объектов также:

- при реализации объектов покупателям, не являющимся плательщиками НДС в Республике Беларусь, в том числе физическим лицам, за исключением случаев, когда покупателем заявлено требование о предъявлении ЭСЧФ (абз. 2, 5 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при реализации объектов с применением освобождения от НДС (абз. 4 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при реализации услуг заказчика (застройщика) в случаях, когда вознаграждение, определяемое в виде разницы между суммой средств с учетом НДС, причитающейся к получению по договору с третьим лицом (в том числе с дольщиком), и суммой фактически понесенных при строительстве объекта затрат с НДС, отсутствует, а налоговая база НДС заказчика (застройщика) определяется как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией с учетом НДС, и рассчитанная пропорционально доле участия третьего лица (в том числе дольщика) в строительстве объекта (подп. 24.2.2 п. 24 ст. 98, абз. 6 ч. 1 п. 8 ст. 106-1 НК);

- при безвозмездной передаче объектов, обороты по передаче которых не признаются реализацией (п. 2 ст. 31 НК) или объектом обложения НДС (подп. 2.5, 2.9 п. 2 ст. 93 НК), но отражаются в налоговой декларации по НДС и налоговые вычеты по которым осуществляются в пределах суммы НДС, исчисленной по ставке 20% (абз. 7 ч. 1 п. 8 ст. 106-1, ч. 1, абз. 3 ч. 4 п. 15 ст. 107 НК).

 

Внимание!

При выставлении ЭСЧФ конкретному покупателю продавец заполняет все строки раздела 3 "Реквизиты получателя". При направлении счета-фактуры на Портал в разделе 3 заполняется только строка 15 "Статус получателя (по договору / контракту)".

 

Внимание!

При реализации объектов покупателям, не являющимся плательщиками НДС (физическим лицам), продавец - плательщик НДС по итогам отчетного периода должен создавать и направлять на Портал (без выставления покупателям) один итоговый ЭСЧФ (ч. 2, 3 п. 8 ст. 106-1 НК).

 

Пример. Определение необходимости создания ЭСЧФ при реализации объектов без выставления его получателю объектов

Ситуация 1. Организация оказывает физическим лицам услуги по ксерокопированию без оформления договоров и актов выполненных работ (оказанных услуг).

Организации в отношении стоимости оказанных услуг по итогам отчетного периода следует создать один итоговый ЭСЧФ и направить его на Портал без необходимости выставления заказчикам услуг (см. Разъяснение МНС от 22.04.2016 (вопрос 3)).

Ситуация 2. Организация реализует другой организации медицинские изделия, включенные в Перечень N 118, которые освобождены от НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).

Организации следует создать ЭСЧФ и направить его на Портал без необходимости его выставления покупателю медицинских изделий.

 

ЭСЧФ при реализации объектов не нужно создавать плательщикам, поименованным в ст. 329, 330 НК (абз. 7, 8 п. 7 ст. 106-1 НК). Например, не нужно создавать ЭСЧФ территориальной нотариальной палате при реализации нотариальных услуг, так как в ст. 329 указаны Белорусская нотариальная палата и ее организационные структуры. Плательщики, указанные в ст. 330 НК, могут не составлять ЭСЧФ при выполнении ими условий, установленных законодательством (абз. 8 п. 7 ст. 106-1 НК).

ЭСЧФ не составляется плательщиками при:

- реализации объектов, не признаваемой объектом налогообложения НДС в соответствии с НК (за исключением операций по возмещению стоимости объектов, по которым перевыставляется НДС) и (или) Указами Президента Республики Беларусь и не подлежащей отражению в налоговой декларации по НДС (абз. 2 п. 7 ст. 106-1 НК);

- реализации физическим лицам объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с НК (за исключением реализации банковских услуг и услуг в сфере страхования) и (или) Указами Президента Республики Беларусь (абз. 3 п. 7 ст. 106-1 НК);

- реализации банками и страховыми организациями услуг, освобождаемых от НДС (подп. 1.37, 1.39 п. 1 ст. 94, абз. 4, 5 п. 7 ст. 106-1 НК);

- реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с НК и (или) указами Президента Республики Беларусь (абз. 6 п. 7 ст. 106-1 НК);

- ввозе на территорию Республики Беларусь товаров на основании посреднических договоров (комиссии, поручения и иных аналогичных договоров) (абз. 9 п. 7 ст. 106-1 НК).

 

Пример. Определение отсутствия необходимости создания ЭСЧФ

Организация получает от работников возмещение стоимости телефонных переговоров, произведенных работниками со служебного телефона в личных целях.

Организации не нужно создавать ЭСЧФ, так как оборот по возмещению работниками стоимости оплачиваемых организацией услуг связи не является объектом налогообложения (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК), не отражается в налоговой декларации по НДС (абз. 2 подп. 14.11 п. 14 Инструкции N 42), а также не относится к случаям, перечисленным в п. 14 и 15 ст. 106-1 НК.

К списку новостей